Групповое профконсультирование

Групповой профконсультацией является любая форма по оказанию профориентационной помощи в условиях взаимодействия профконсультанта с группой. Такие консультации традиционно используются в профориентации школьников, но они не являются типичными для деятельности служб занятости. Однако вследствие увеличения количества молодежи, обращающейся в центры занятости, а также усиления профориентационной работы с учащимися, проводимой центрами профориентации совместно со школами, групповая консультация может стать перспективным направлением работы с молодежью. Групповая консультация имеет следующие преимущества

  • позволяет сэкономить время консультанта в тех видах деятельности, которые не требуют обязательной индивидуальной работы (сбор отдельных данных о консультируемых, некоторые виды диагностики);
  • является эффективным способом профессионального просвещения и информирования, повышения уровня психологической компетентности в вопросах выбора профессии и поиска работы.

Вместе с тем групповая форма консультации предъявляет определенные требования к консультанту: он должен иметь навыки работы с группой, ораторские способности, уметь донести информацию, чувствовать настроение аудитории, поддерживать интерес слушателей.

Группы могут включать: учебный класс, если инициатора ведения консультации является школа или другое учебное заведение; клиентов службы занятости с примерно одинаковым уровнем информированности в сфере профессиональной деятельности; клиентов, с которыми проводится первичная профконсультация для подготовки к индивидуальной консультации, или тренинг.

По целевому признаку консультации могут быть справочно-информационными, диагностическими, медико-психологическими, корректирующими, развивающими, формирующими. Поскольку профконсультант в ходе консультации решает, как правило, не одну, а несколько задач, такое разделение имеет условный характер.

Справочно-информационная консультация выполняет прежде всего функцию просвещения клиента по основным вопросам выбо­ра профессии, профессионального обучения и трудоустройства.

Традиционно в практике профориентации в ходе групповых кон­сультаций клиенты получают информацию по следующим темам: "Мир профессий" (многообразие профессий, их классификация по объекту, целям, средствам и уровням труда), "Человек и профес­сия" (понятия "профессия", "специальность", "должность"; требова­ния профессии к человеку; характеристика слагаемых успешного выбора; типичные ошибки выбора профессии), "Здоровье и выбор профессий'' и др.

При подготовке информационной консультации надо учитывать, что информация воспринимается наиболее продуктивно первые 10 - 15 минут (оптимальная продолжительность консультации - 45 ми­нут). Поэтому наиболее важные, ключевые понятия, сведения уста­новочного характера следует давать в начале консультации. Затем желательно использовать более активные формы подачи информа­ции: работу с раздаточным материалом (таблицами, графиками, схе­мами, карточками-заданиями); решение проблемных ситуаций; введение элементов диагностики. На информационную ценность групповых консультаций существенно влияет участие в них предста­вителей предприятий, специалистов различного профиля, способных дать информацию "из первых рук".

На заключительном этапе информационной консультации необходимо предоставить слушателям возможность задать интересующие их вопросы.

При подготовке информационных консультаций может быть использована научно-популярная и методическая литература.

Диагностическая групповая консультация наиболее подходит для выполнения следующих задач: определения сформированности профессиональных планов клиента; выявления уровня информированности в профессиональной сфере; изучения потребностно-мотивационной сферы консультируемых, их интересов, склонностей, мотивов выбора профессии; установления отдельных профессионально важных качеств (если группа подобрана по признаку ориентации на одну и ту же профессию либо на профессии сходного психологического профиля).

Однако возможности диагностики в условиях групповой консультации довольно ограничены. Специфика групповой диагностики в большинстве случаев исключает интерпретацию индивидуальных результатов и рекомендации каждому конкретному клиенту. При проведении групповой диагностики особенно важно следовать принципу компетентности: использовать только апробированные методы, отвечающие требованию надежности и рекомендованные для работы. Вопросы и задания должны быть понятными для консультируемых, инструкции - четкими, не допускающими разночтений. При подборе методов следует отдавать предпочтение тем, которые допускают самостоятельную обработку и первоначальную интерпретацию результатов. Желательно, чтобы продолжительность собственно диагностики не превышала 20 минут, иначе на результатах может сказаться утомление, снижение внимания.

При организации групповой диагностической консультации следует обеспечить необходимые санитарно-гигиенические условия (предварительно проветренное помещение, достаточную освещенность, места, удобные для письменной работы и т.п.). Численность группы зависит от сложности диагностической процедуры. Оптимальное количество консультируемых 12 - 15 человек.

Групповая диагностическая консультация включает три этапа. На первом - профконсультант объясняет цель консультации, гарантирует неразглашение (без согласия консультируемых) сведений, которые будут получены в ее процессе, излагает необходимый теоретический материал.

Второй этап - проведение собственно диагностической процедуры. Консультируемым объясняют правила заполнения анкет относительно выполнения психодиагностических методик и инструктируют их. После завершения работы консультант помогает клиенту подсчитать результаты.

На третьем, заключительном этапе, полученные результаты  интерпретируются с позиции успешности учебной и профессионально деятельности. По мере возможности даются рекомендации общего плана. Если самостоятельная обработка результатов исключена, то этот этап консультации переносится на следующую встречу.

Чтобы определить сформированность профессиональных планов, обычно используется метод анкетирования. Для планирования дальнейшей работы с молодыми клиентами, обращающимися в службу занятости, необходимо получить следующие сведения: выбрана ли профессия, что повлияло на выбор, обоснован ли он знаниями профессии, соответствует ли она интересам и способностям, состоянию здоровья консультируемого, поддерживает ли его окружение этот выбор.

Для выявления уровня информированности клиента о професси­ональной сфере можно использовать также анкетирование или оп­рос, включающие следующие вопросы:

1. Какие профессии Вы знаете? В каких учебных заведениях их можно получить?

2. Какие требования предъявляет профессия к человеку?

3. Что такое профессиональный план и какие факторы необходи­мо учитывать при его построении?

4. Знаете ли Вы классификацию профессий по предмету труда?

Консультант оценивает степень информированности клиента о мире профессий: хорошо информирован (знает много профессий и представляет систему учебных заведений); средне информирован (знает некоторые профессии и учебные заведения); плохо информи­рован (затрудняется назвать больше 3 - 5 профессий, не ориентиру­ется в учебных заведениях).

В групповой консультации диагностика может быть элементом психологического просвещения, направленного на формирование образа "Я", представления о себе как личности и субъекте професси­ональной деятельности. Такая консультация может затрагивать раз­личные психологические проблемы, связанные с профессиональной деятельностью. Например, в ходе консультации, посвященной теме "Темперамент в профессиональной деятельности", профконсультант знакомит слушателей с понятием "темперамент", его типами, харак­терными для каждого типа свойствами. Желательно выяснить, зада­вая вопросы, уровень и качество информированности клиентов по теме консультации. Затем консультируемые могут определить свои темпераментные характеристики (уровень интроверсии и экстраверсии и нейротизма) с помощью личностного опросника Айзенка. На заключительном этапе обсуждается влияние темпераментных ха­рактеристик на успешность профессиональной деятельности, их роль в формировании индивидуального стиля деятельности.

 

Индивидуальное профконсультирование

Индивидуальная профессиональная консультация как процесс активного взаимодействия профконсультанта с клиентом с целью оказания помощи в решении проблем профессионального самоопре­деления является основным видом деятельности консультанта.

Главная задача профконсультанта - помочь клиенту сориентиро­ваться и найти выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профессии. Сложность выполнения этой задачи обусловлена тем, что в ней много "неизвестных" слагаемых, ограничений объективно­го характера, вариантов решений и проверить их правильность мож­но лишь по истечении некоторого времени. К тому же сама профессия, как объект выбора, имеет множество различных призна­ков. При этом выбирается не столько сама профессия, сколько способ достижения жизненного успеха.

Деление индивидуальной профконсультации на информационную, диагностическую, коррекционную и формирующую еще более условно, чем в групповом профконсультировании. Обычно в рамках одной консультации осуществляются информирование и диагностика, формирующее и коррекционное взаимодействие.

Справочно-информационная профконсультация направлена на информирование клиента по следующим вопросам:

-- интересующие профессии и основные качества, необходимые для работы по ним;

-- предприятия и организации, где есть вакансии по конкретной профессии;

-- возможности обучения и переобучения по различным специальностям;

-- конъюнктура рынка труда;

-- возможности индивидуальной деятельности и организации малого бизнеса.

Работа на этом этапе предполагает тесное взаимодействие профконсультанта с сотрудниками отдела переобучения, консультантами по трудоустройству.

Для достижения информационной цели консультант не только снабжает клиента достаточно полной и достоверной информацией, но и знакомит его со способами получения нужных сведений: какие бывают справочники, как ими пользоваться, какие вопросы задавать специалистам и т.п.

Информационная консультация предъявля­ет повышенные требования к профессиографической эрудиции кон­сультанта: информирование предполагает обсуждение особенностей интересующих профессий, комментарии, анализ различных сведе­ний, ответы на вопросы, возникающие у консультируемого.

Такая консультация предполагает использование профконсультантом различных справочников, информационных карт, описаний профессий в виде отдельных профессиограмм (методическое обеспечение со стороны Федеральной службы занятости России на сегод­няшний день включает 82 профессиограммы, в том числе 50 по но­вым рыночным специальностям). Кроме того, в работе со школьниками профконсультанту могут помочь книги из серии "Мир профессий".

При профконсультировании молодежи в условиях службы заня­тости информационный аспект играет наиболее важную роль, так как именно эта категория клиентов имеет меньше возможностей и опыта в получении необходимой информации.

Помимо традиционно используемых видов информации в процес­се консультирования можно использовать различные ин­формационные материалы развивающего характера. Например, это могут быть различные классификации, упорядочивающие мир про­фессий, структурирующие и расширяющие информационное поле выбора. Хорошо зарекомендовала себя в практике профессиональ­ной ориентации школьников классификация профессий по пред­мету труда, разработанная Е. А. Климовым. Она соответствует общепринятому разделению индивидуальных интересов и склон­ностей, имеет хорошую информативную основу. Эта классифика­ция может быть дополнена конкретными примерами сфер деятельности и профессий, иллюстрирующих каждую позицию опросника профессиональной готовности. Вме­сте с тем следует учитывать, что основания данной классифика­ции - предмет, орудия, цели, условия труда - не имеют прямого отношения к психологическим требованиям профессии к челове­ку, в связи с чем необходима дополнительная расшифровка психо­логической сущности каждой группы профессий. Например, в процессе профконсультирования можно использовать классифи­кацию профессий типа "человек - человек", разработанную Р. Д. Кавериной. Она содержит описания предмета, целей, орудий тру­да, присущих данному типу профессий в целом, а также группы подтипов профессий со свойственными им особенностями указан­ных характеристик.

В рамках функционального подхода (согласно которому важно не где работать, а что делать - творить, описывать, ремонтировать и т.п.) основой классификации профессий является функция. Напри­мер, функция "обслуживающий" объединяет профессии продавца, официанта, адвоката, психолога, проводника, стюардессы. В профконсультировании молодежи можно использовать также классифи­кацию, созданную на основе теории Джона Голланда, в которой профессии группируются по типу профессиональной среды: реалистичной, интеллектуальной, социальной, конвенциональной, предприимчивой и артистической.

В качестве информационных материалов на разных этапах консультации могут использоваться различные факты, результаты научных исследований. Например, при обсуждении отрицательных последствий выбора конкретной профессии, той "цены", которую платит человек, занимаясь той или иной профессиональной деятельностью, можно ознакомить консультируемого с результатами исследования английских ученых, которые установили, в какой степени представители различных профессий подвержены стрессам и некоторым заболеваниям.

Диагностический компонент в разном объеме присутствует в любой профконсультации. Объектом диагностики могут быть психофизиологические, индивидуально-психологические особенности, социальная и профессиональная направленность консультируемого, мотивационная сфера.

Применяя психодиагностические методы, консультант должен руководствоваться принципом необходимости и достаточности для получения такой психологической информации, которая может реально помочь консультируемому в решении его проблем.

В профконсультировании основным предметом диагностики в той или иной степени является профессиональная пригодность. Но, строго говоря, ее нельзя определить до того, как человек стал занимать соответствующей профессиональной деятельностью. Поэтому консультант выявляет только такие индивидуальные особенности, которые облегчают освоение профессиональных действий, способствуют успешной профессиональной деятельности. Сравнив достаточно устойчивые особенности консультируемого с требованиями, предъявляемыми некоторыми видами профессий, консультант может помочь ему перестроить или достроить желательные качества.

Обычно при определении профессиональной пригодности используется "схема наложения": предполагается, что большинство профессий предъявляют к человеку определенные требования; с помощью стандартного набора методик психологической и психофизиологической диагностики можно выявить достаточно устойчивые индивидуальные особенности консультируемых и при наложении на них сетки профессиональных требований установить наиболее подходящие для данного человека профессии.  Однако эта схема имеет ряд недостатков:

1. При диагностике интеллектуальных и специальных способностей не учитывается влияние деятельностного опыта, сферы общения, содержания образования (формального и неформального). Ре­зультаты таких тестов не учитывают индивидуальный темп овладе­ния умениями.

2. В юношеском возрасте происходит интенсивное развитие - пси­хологическое, физическое, духовное, поэтому при изменении образа жизни, содержания учебной и трудовой деятельности индивидуаль­но-психологические особенности могут значительно измениться.

3. "Схема наложения" задает профконсультанту упрощенный ал­горитм деятельности, вследствие чего тот имеет дело уже не со слож­ной, а иногда и противоречивой личностью клиента, с набором однозначных формальных данных.

В конечном итоге наиболее ценный эффект в психодиагностиче­ской консультации состоит в том, что клиент начинает более серьез­но задумываться о своих личных качествах, о сложностях проблемы профессионального выбора. Как показывает опыт профконсультирования учащейся молодежи, даже те консультируемые, у которых сложились профессиональные намерения, не умеют оценить себя и свои возможности. В данном случае консультант может реально по­мочь молодым клиентам в осознании своих психологических особен­ностей.

Проведение диагностики предполагает обязательное знакомство клиента с ее результатами, рекомендации консультанта. После про­ведения диагностики врожденных индивидуально-типических свойств психики (психофизиологических, нейродинамических), то есть практически не изменяющихся в течение жизни, консультант может дать рекомендации следующего плана:

  • как клиенту соотнести свои профессиональные наме­рения и психофизиологические возможности,
  • от каких профессий (а их немного) следует отказать­ся, так как их требования не соответствуют психофи­зиологическим особенностям,
  • как выработать индивидуальный стиль деятельности, чтобы предотвратить его стихийное формирование пу­тем проб и ошибок.

Профконсультанту необходимо быть особенно осторожным в вы­водах и рекомендациях по результатам диагностики интеллекта и специальных способностей, так как они могут развиваться при соот­ветствующей мотивации и осуществлении профессиональной дея­тельности. Если консультант сомневается в наличии достаточного уровня развития некоторых способностей, необходимых для успеш­ного овладения профессией, он может предложить консультируемому способы психотренировки, направленные на развитие нужного вида внимания, памяти, пространственного мышления и т.п. В данном случае психодиагностические методики могут быть использованы в качестве критериального инструмента: с их помощью определяются результаты до начала тренировок и после. Такие тренировки дают возможность консультируемым освоить способы развития необходимых способностей. Консультант должен стремиться придать диагностической работе коррекционный и развивающий характер.

В процессе индивидуального консультирования консультанту необходимо учитывать представления клиента об уровне развития у него некоторых индивидуальных особенностей (образ "Я"), необходимых для различных профессий. С помощью методики "Самооценка индивидуальных особенностей", разработанной Л.Н. Кабардовой, консультант может выявить образ "Я" консультируемого и соотнести его со следующими профес­сиональными сферами: "Обработка и анализ информации", "Работа с механизмами и устройствами", "Производство продуктов, изделий; ремонт", "Взаимодействие с человеком", "Создание художественных образов, произведений", "Взаимодействие с миром живой природы", "Взаимодействие с миром неживой природы". Образ "Я в профессии" выстраивается на основе оценок свойств, относящихся к различным структурам личности, включая характерологические особенности, психические процессы, свойства нервной системы , физические качества, интересы, склонности, ценностные ориентации. При анализе полученных результатов необходимо учитывать, что их достоверность во многом зависит от способности консультируемого к адекватной самооценке и его уверенности в себе.

Если в целом использование в профконсультировании психодиагностических методик для определения профессиональной пригодности (особенно для массовых профессий) проблематично, диагностика профессиональной мотивации играет значительную роль. Прогнозируемая степень удовлетворенности человека его деятельностью во многом зависит от того, насколько его ожидания соответствуют реальным особенностям профессии. Обмануться в своих ожиданиях легче всего в молодом возрасте.

Для того чтобы понять своеобразие индивидуальной мотивации профессионального выбора клиента и помочь ему осознать, что движет его выбором, полезно обратиться к классификации мотивационных факторов трудовой и профессиональной деятельности, разработанной А. И. Зеличенко и А. Г. Шмелевым. Мотивационные факторы включают весь комплекс обстоятельств связанных с деятельностью человека в профессиональной сфере. При этом одни и те же обстоятельства для разных людей могут иметь совершенно различный личностный смысл.

Для экспресс-диагностики мотивов выбора профессии можно вос­пользоваться опросником, позволяющим выявить внутреннюю и внешнюю мотивацию, а также положительные и от­рицательные мотивы. К положительным мотивам относятся зарабо­ток, стремление к престижу, возможность продвижения по службе, а к отрицательным - боязнь осуждения, наказания, давление, крити­ка.

Применение в процессе профконсультации методик, выявляю­щих личностные особенности клиента, зависит от уровня професси­ональной квалификации консультанта и от запроса консультируемого. Выбор конкретных методик определяется пред­почтениями специалиста. Самым распространенным, особенно в компьютерном варианте, является опросник 16 РF Кеттелла. Интер­претация факторов различных версий отличается по качеству, поэ­тому консультанту для корректного использования теста необходима теоретическая основа. Приложение 16 содержит интер­претацию результатов по тесту 16 РF применительно к деловым качествам и предпочтительной профессиональной сфере.

Коррекционная работа профконсультанта проводится на уровне профессиональных предпочтений, ожиданий, представлений о про­фессиональных перспективах консультируемого, некоторых соци­альных установок, она включается в процесс консультирования и не имеет определенного алгоритма.

Одно из ключевых направлений в профконсультировании клиентов службы занятости (а, особенно, молодежи) - содействие формированию жизненной перспективы, осознанию образа будущего. Это требует от консультанта более широкого взгляда на ситуацию клиента, анализа выбора профессии как первого звена в цепочке последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижение материальным благосостоянием и духовным развитием.

Задача консультанта - помочь клиенту оценить ближайшие жизненные планы с точки зрения долговременных целей и ожиданий, касающихся не только профессиональной, но и других сфер жизни. При этом следует учитывать возрастную специфику: "образы будущего  в юности ориентированы прежде всего на результат, а не на средства его достижения, то есть жизненные цели не подкрепляются в должной мере конкретными жизненными планами".

Ядром жизненной перспективы являются ценностные ориента­ции, жизненные цели и жизненные планы. Консультируемому необ­ходимо понять различие между этими понятиями  и их взаимосвязь, согласовать их при формировании жизненной перспективы.

Для того чтобы определиться в ценностных ориентациях, необхо­димо ответить на вопросы: в каких сферах жизни сконцентрировать усилия для достижения успеха, на что в первую очередь направить свою энергию. Если клиент уже сделал выбор, следует рассмотреть, какие перспективы открывает данная профессия в других значимых для него сферах жизни. Молодежь, например, наиболее подвержена воздействию стереотипов и часто планирует свое будущее, не учитывая индивидуальные ценности, по принципу "то, что хорошо для всех, хорошо и для меня". 

При всем разнообразии форм, методов, приемов, а главное личностных особенностей самого профконсультанта можно выделить основные типы стратегий и этапы консультации.

В ситуациях максимальной неопределенности выбора для клиен­тов школьного возраста применима следующая развернутая схема консультирования:

  • Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.
  • Формирование образа «идеальной» профессии.
  • Анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в виде возможных вариантов профессий.
  • Анализ психологических портретов реальных профес­сий.
  • Изучение индивидуально-психологических особенно­стей клиента.
  • Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий.
  • Уточнение профессии, разработка программы и способов овладения профессией.

 

Поэтапная схема профконсультирования

 

Подготовительный этап. Этот этап желателен, но возможен только при условии взаимодействия центра занятости со школой и центром профориентации школьников, а также при проведении предварительного анкетирования клиентов.

Основная задача консультанта на данном этапе - составить общее представление о проблеме клиента. Консультант анализирует имеющиеся у него данные и готовится к консультации: подбирает справочно-информационный материал, необходимые диагностические методики, продумывает стратегию.

Первый этап. Основная задача консультанта - помочь клиенту сформулировать свою профконсультационную проблему, то есть увидеть эту проблему глазами клиента. Данный этап начинается со знакомства и во многом определяет успешность всей консультации. В самом начале встречи консультант должен представиться. Кроме того, желательно иметь на рабочем столе карточку со своей фамилией, именем и отчеством. Далее консультант сообщает консультируемому о своей ответственности за конфиденциальность полученной в процессе консультации информации. Например: "Меня зовут... Я профконсультант... (должность). Мне приятно, что Вы обратились ко мне, и я постараюсь оказать Вам посильную помощь. Можете быть вполне откровенны, я обещаю, что содержание нашего разговора останется между нами. Теперь представьтесь и расскажите, что привело Вас ко мне".

С самого начала консультации необходимо позаботиться о дружеской, доверительной атмосфере. Успешность установления контакта с клиентом зависит от уровня коммуникативной культуры профконсультанта, которая предполагает контроль за собственным невербальным поведением (визуальным контактом, эмоциональным тоном речи, позами и жестами, межличностным пространством), диагностику состояния клиента по посылаемым  им невербальным сигналам, а также вербальную культуру.

Далее консультант оценивает исходную ситуацию по следующим позициям:

  • Клиент: в чем заключается его проблема, как он отно­сится к консультации и профконсультанту, в каком со­стоянии находится. Вероятные проблемы: дефицит информации о конк­ретных профессиях, возможностях их получения; неадекватная оценка своих способностей и возможностей; затруднение в выборе из-за разбро­санности и неустойчивости интересов; незнание путей подготовки к профессии; сомнения в своих способностях при выраженной профессиональной на­правленности (иногда клиент старается скрыть свой выбор, чтобы узнать «независимое» заключение консультанта). Внутренним мотивом обращения к консультанту может быть стремление получить психологическую консультацию по личностным про­блемам. В таких ситуациях, если консультант не имеет необходимой квалификации, ему следует порекомендовать клиенту обратиться к соответствую­щему специалисту. Проблемы, могут быть связаны также с поиском места работы или учебы, выбором альтернативных форм занятости.
  • Условия: организационные, временные, информацион­ная и методическая оснащенность.
  • Профконсультант: осознание профессиональной ква­лификации и компетентности относительно данной си­туации, функциональная готовность к ней, статус в глазах клиента.

Второй этап. Основная задача - выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотрение проблемы клиента глаза­ми специалиста и уточнение либо изменение предварительной гипотезы, определение пути совместного решения проблемы, раз­работка общего плана дальнейшей консультации, коррекция усло­вий ее проведения. При этом он может удлинить время беседы, перенести ее на другое время, а в промежутке между встречами уточнить или получить необходимую информацию.

Третий этап. Консультант и клиент совместно определяют конкретную цель данной консультации (информационно-справочная, диагностико-рекомендательная, диагностико-корректирующая, формирующая). Этот этап предполагает равную степень активности. Консультант помогает клиенту взглянуть на себя глазами специалиста. Для этого нужно на доступном уровне объяснить  ему необходимые понятия.

Четвертый этап. Консультант и консультируемый совместно стремятся достичь определенной ими на предыдущем этапе цели (информационной, диагностической или формирующей). Выбор средств зависит от конкретной проблемы, но преимущественно используются активизирующие средства. Например, для достижения информационной цели -- активизирующие вопросы типа: "Что этом думаете?", "Подскажите, как это называется". Важно показать клиенту, что он и сам немало знает. В диагностических целях применяются не только психодиагностические методики, но и наблюдения за клиентом, за его высказываниями о себе, самооценка. Формирующая цель достигается с помощью профориентационных задач, совместного обсуждения различных ситуаций, а так же профориентационных игр.

Пятый этап. На этом этапе происходит совместное подведение итогов консультации (окончательных или промежуточных). Консультируемого спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли ее цели, какие выводы он сделал. Далее, если консультация многоразовая, определяются пути дальнейшей работы, а если одноразовая - составляется более совершенный вариант профессионального плана. В том случае, если обратная связь с консультируемым в чем-то неожиданна для профконсультанта, значит, на каком-то этапе он совершил ошибку.

При выходе из контакта желательно отметить положительные стороны клиента, отметить его интересные мысли, выразить надежду на удачное профессиональное будущее клиента.

Шестой этап. Этот этап выделяется формально и заключается в протоколировании. Окончательный протокол ориентировочно содержит следующие сведения:

  • анкетные данные,
  • общие выводы по предварительным данным,
  • первоначальное понимание клиентом своей проблемы,
  • профконсультационную гипотезу профконсультанта
  • совместно конкретизированную цель,
  • шаги, предпринятые дли достижения цели,
  • итог консультации, сформулированный клиентом, и итог, сформулированный консультантом,
  • примечание (особенности поведения консультируемо­го, уровень достигнутого контакта).

Протоколировать беседу с клиентом желательно не в ее процессе, а во время перерывов либо тогда, когда консультируемый работает с методиками. К протокольным материалам относятся также запол­ненные бланки методик и письменные работы, выполненные в ходе консультации.

Данная схема носит самый общий характер. Согласно ситуации отдельным этапам консультации может уделяться разное внимание. Детализация общей схемы зависит от особенностей ситуации и профконсультанта, выбора конкретных методических приемов и процедур.

 

Основные стратегии организации профориентационной помощи

 

Традиционно выделяют две основные стратегии (подходы в  профессиональном самоопределении: диагностическую (диагностико-рекомендательную) и развивающую. Но можно представить и несколько дифференцированные направления работы, разбив их условно на две группы: допустимые подходы и недопустимые, нежелательные подходы (которые мало представлены в профориентационной литературе)

Допустимые стратегии:

  • тестологическая (в основе — стандартизированные испытания  профпригодности);
  • информационно-просветительская (главная идея — вооружить клиента необходимой информацией, а там уж он «сам разберется»);
  • рационалистическая. Предполагается, что профессиональный выбор и вообще самоопределение можно «рационально просчитать». Наиболее популярны сейчас разработка и использование компьютерных методов при принятии решения, что вполне обосновано при условии рассмотрения компьютера только как вспомогательного средства;
  • «глубинная», психоаналитическая стратегия, основанная на выявлении «внутренних» стремлений самоопределяющегося человека и направление этих стремлений в позитивное русло;
  • «гуманистическая-психотерапевтическая», основанная на уважительном отношении к уникальности и целостности самоопределяющегося человека. При всей привлекательности и эффективности многих психотерапевтических процедур следует признать, что гуманистические психологи «недооценивают роль социума в формировании личности» (по Б. В. Зейгарник), хотя самоопределяется человек именно в пространстве общества и культуры.
  • организационно-управленческая. В основе - реально работающая система профориентации, предполагающая взаимодействие самых разных социальных институтов: школы, психологических цент­ров, общественных организаций, предприятий, учебных заведе­ний и т. п., что, конечно же, облегчает работу конкретного профконсультанта. Даже если представить, что в условиях «рыночно-демократической» РФ это окажется реальностью, то следует по­мнить, что «система» предполагает и жесткий контроль, который часто осуществляется некомпетентными лицами. И тогда важней­шим условием эффективной работы становится способность кон­сультанта писать «нужные» для проверяющих отчеты без особого внутреннего напряжения и без внутренних компромиссов. При этом постепенно стремиться повышать психологическую (профориентационную) культуру различных проверяющих и администрато­ров;
  • «частичные услуги», предполагающие ограниченную помощь, например только профдиагностика или только профинформирование, или помощь в принятии решения. Многие профконсультанты вынужденно работают в режиме «частичных услуг», так как не всегда возможно оказать полноценную помощь;
  • идеологическая (воспитательная, мировоззренческая). В основе — предположение о том, что на жизненные выборы оказывают силь­ное влияние господствующие в обществе идеи. Например, идея «служения царю и отечеству» в дореволюционной России, или идеи «индустриализации», «освоения целины» и т. п. в советские периоды истории страны. Очень интересно понять, какие идеи господствуют в обществе сейчас (возможно, для каких-то масс людей это идея «накопительства любыми путями» или идея «по­скорее и подальше уехать из этой страны», а для каких-то людей — это стремление не потерять совесть в такой сложной ситуации). К сожалению, все это мало исследовано, но, может быть, это самое главное в профессиональном и личностном самоопределе­нии;
  • «принудительная». Подобная стратегия — для особых случаев, например: при выборе рода войск для призывника, при распреде­лении работ среди заключенных. В ряде случаев это выбор профес­сии и места работы, которые явно не соответствуют высокой ква­лификации безработного в условиях развала производства. На первый план здесь выходит помощь в обретении смысла даже в слу­чае самого непривлекательного и даже унизительного выбора;
  • активизирующая стратегия, в основе которой лежит реальное взаимодействие с клиентом и выведение его на уровень субъекта построения своей жизни. Важным условием такой стратегии явля­йся активная, творческая позиция самого профконсультанта, поскольку клиент и консультант фактически образуют единую  систему и в каком-то смысле стремятся к тому, чтобы стать единым субъектом решения профконсультационной проблемы.

 

Нежелательные стратегии:

  • стратегия «обмана». В консультационной практике нередко возникает проблема, кого «обманывать» — клиента или начальника-заказчика (оба обязывают психолога работать определенным образом и строго наказывают за иные варианты работы)? Если не удается переубедить (или «просветить») заказчика или администратора, то лучше делать все так, как подсказывает совесть и квалификация, а в отчетах рапортовать, что работа выполнена «как положено». Опыт показывает, что при некотором навыке это вполне достижимо. Опыт также показывает, что начальство иногда догадывается о «хитрости» психолога, но не наказывает его, так как он соблюдает «правила игры» и не стремится публично доказывать, что начальство ведет себя неправильно и некомпетентно;
  • стратегии «самообмана». Здесь психолог оказывает неполноценную помощь или просто «манипулирует» клиентом (и иногда даже понимает это), но находит оправдание такой работе. Часто основой такого оправдания является «полное удовлетворение» клиентов, которые несут психологу-манипулятору цветы, восторжено рассказывают о нем своим знакомым и т. п. Можно выделить некоторые варианты «самообмана»:
  • директивное консультирование, особенно наиболее коварная его форма, когда психолог ласково улыбается клиенту, но про себя думает: «Все равно, ты ничего не понимаешь и сделаешь так, я тебе скажу». Такой психолог обычно легко очаровывает клиента, создает атмосферу безоговорочного доверия и буквально «вьет из него веревки». При этом сам клиент зачастую бывает в восторге от того, что работает с таким знающим и приятным специалистом.
  • игра в «терапию». Например, подростка в центре профориентации сразу же отправили в психотерапевтическую группу, после занятий в группе подросток заявляет: «Вообще-то было интересно, но я как пришел со своей профориентационной проблемой так и ушел с ней». Но в целом подросток доволен и консультанта сложно упрекнуть в непрофессионализме (его позиция — «Спросите у детей, они вам скажут, понравилась им моя помощь нет»);
  • «деструктивно-рекомендательная» выражается в стремлении «круто менять судьбы людей» и часто самоутверждаться таким образом, самому (характерно для начинающих профконсультантов);
  • «адаптивно-манипулятивная». Главная проблема здесь: как консультанту не позволять манипулировать самим собой. Например, в случае, когда клиент или мама клиента уже решили сделать какой-то явно неудачный выбор и буквально навязывают его психологу (сам приход к психологу - это скорее подтверждение собственной правоты и одновременно перенесение ответственности  на психолога-консультанта, если он «согласится» с клиентом).

Автор статьи Юрьева Наталья

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова,  Психология труда и человеческого достоинства,  Москва, 2001
  2. Е.А. Степанов,  Управление персоналом. Персонал в системе защиты информации, Москва, 2002.
  3. Е.А. Климов, Памятка профконсультанту, Москва, 1999
  4. Е.А. Климов, Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации, Москва, 1997
  5. Н. Н. Захаров, Профессиональная ориентация школьников, Москва, 1988.