Далеко не каждая работа позволяет человеку чувствовать себя полноценным членом общества. Более того, даже представители так называемых творческих профессий, вы­зывающие восхищение, а иногда зависть окружающих, далеко не всегда чувствуют себя достойными людьми, которым есть чем гордиться. И дело не только в том, что им не всегда удается реа­лизовать свои творения, замыслы, но и в том, что оценка их труда со стороны общества (и коллег) не всегда бывает справед­ливой... В итоге труд, вместо того чтобы доставлять человеку ра­дость самореализации, нередко приводит к серьезным страдани­ям и ощущению, что жизнь не сложилась.

Получается, что неудачное профессиональное самоопределение и недостаточная самореализация могут стать причиной многих собственно психо­логических, жизненных, экзистенциальных (а может даже и патопсихологических) проблем.

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т.е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь.

Профессиональная ориентация — это информирование обще­ства и конкретных лиц о существе и значимости множества профессий, применяемых в трудовой деятельности данного го­рода, населенного пункта, региона, страны. Описание и демонстрация особенностей предмета труда, применяемых орудий, целей и условий осуществления трудового процесса дают возможность человеку сделать ориентировочный выбор области приложения своих физических и духовных сил. Все это позволя­ет человеку получить взамен приложенного труда необходимые средства существования и развития.

Профессиональная консультация заключается в согласовании между консультантом и консультируемым выбора совокупности доступных последнему профессий из числа ориентировочно предпочитаемых после общего его психологического исследова­ния. Каждая профессия связана с характерным для нее видом риска и вероятностью его появления (опасность для здоровья, жизни, риск снижения социального статуса и пр.). По характеру и содержанию труда профессия может опираться или на воспро­изведение работником знаний, умений, навыков, или на приоб­ретение новых знаний и навыков. Работа может происходить или в темпе, выбираемом работником (творческие профессии), или в принудительном темпе (сборка на конвейере). Существом профессии может быть процесс (транспортировка грузов, ретрансляция информации) или результат труда (собранная ма­шина, построенное здание). Все психологические особенности человека имеют «отражение» в той или иной профессии и их правильный учет обеспечивает оптимальный уровень расходов рабочей силы, не угрожающей здоровью работника и не сры­вающий нормального хода технологического процесса в системе «человек-техника-среда».

Профориентация является самостоятельной областью знания, но формируется на стыке педагогики, психологии, социологии, экономики, философии, медицины, права.

Можно выделить четыре функции профориентации, которые определяются ее целями: социальную, экономическую, медико-физио­логическую и психолого-педагогическую.

Социальная функция профессиональной ориен­тации предполагает процесс усвоения школьниками опре­деленной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих им осуществлять свою социально-профессиональную дея­тельность. Поэтому профессиональ­ную ориентацию учащихся необходимо рассматривать прежде всего с позиций социального заказа общества.

Экономическая функция означает улучшение качественного состава рабочей силы, повышение удовлет­воренности юношей и девушек содержанием труда, повышение профессиональной актив­ности и производительности труда, экономию рабочего времени.

Медико-физиологическая функция — эта реализация требований к здоровью и отдельным физиоло­гическим качествам, необходимым для выполнения той или иной профессиональной деятельности.

Психолого-педагогическая функция — это прежде всего выявление и формирование интересов, склон­ностей, способностей школьников, помощь им в поиске призвания, выборе такой профессии, которая соответство­вала бы индивидуальным особенностям личности, ее по­тенциальным возможностям; определение путей и условий эффективного управления профессиональным самоопреде­лением школьников.

 

Методы профориентации

  • Информационно-справочные, просветительские методы: профессиограммы — краткие описания профессий (проблема, том, что традиционные профессиограммы с трудом «воспринимаются» многими школьниками, поэтому важно искать более ком­пактные и понятные формы описания профессий);
  • справочная литература (при условии достоверности такой спра­вочной информации);
  • информационно-поисковые системы — ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы): «ручные» варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т.п.), компьтеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ);
  • профессиональная реклама и агитация (при условии достовер­ности, оперативности и привлекательности для тех, кому такая реклама предназначена);
  • экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифициро­ванных ведущих и экскурсоводов);
  • встречи школьников со специалистами по различным професси­ям (при условии специального отбора и психолого-педагогичес­кой подготовки таких специалистов по профессии);
  • познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
  • профориентационные уроки со школьниками как система заня­тий (а не как отдельные «мероприятия»);
  • учебные фильмы и видеофильмы (на сегодняшний день очень про­блематично для РФ, так как показывать почти нечего);
  • использование средств массовой информации (СМИ) может быть достаточно эффективным, но при обязательном учете их специ­фики (специфического жанра общения с телеаудиторией, требу­ющего не только динамичного изложения существа вопроса, но и умения «производить впечатление» на самую разную аудиторию, а также неизбежность сокращения «объема» профессиографической информации и спокойного отношения к разного рода «ре­дакторским правкам» и «цензуре»);
  • различные «ярмарки профессий» и их модификации, уже пока­завшие свою эффективность в профориентационной помощи не только безработным, но и выпускникам школ.

 

Методы профессиональной психодиагностики

(в идеале — по­мощь в самопознании):

  • беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным воп­росам);
  • открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого от­влечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информа­ции больше, чем традиционное тестирование);
  • опросники профессиональной мотивации (специалисты считают, что для клиентов, выбирающих массовые профессии, т. е. для боль­шинства, это более важная диагностика, чем определение спо­собностей к профессии);
  • опросники профессиональных способностей (требуется очень избирательное их использование и особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов; эти опросники оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда; для большинства же профессий «профпригодность формируется в самой трудовой деятельности» — по Е. А. Климову);
  • «личностные» опросники (для их использования требуется особая подготовка профконсультантов, понимание смысла и ограничений применения такого типа опросников в профконсультации).
  • проективные личностные тесты (требуется особая подготовка профконсультанта для их использования);
  • метод наблюдения — это «один из основных научно-практических методов работы психолога» — по Е. А. Климову (при условии владения этим методом, т. е. выделения четкого объекта и параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способов интерпретации результатов и др.);
  • сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов (при условии тактичности и этической корректности такого опроса, когда получение косвенной информации не ставит знакомых и друзей интересующего профконсультанта человека в положение «стукачей» и доносчиков);
  • психофизиологические обследования (в широкой практике имеют смысл для профессий с особыми условиями труда, а в специальных исследованиях могут быть использованы для самых разных видов трудовой деятельности);
  • «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе по типу «F-теста» японского профессора Фукуямы; обычно они требуют очень больших материальных затрат (создание мастерских, обеспечение «заинтересованности» фирм и организаций и т. п.) и, к сожалению, не очень подходят к условиям современной РФ;
  • использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности (например, особенности общения или нравственного выбора), что позволяет строить прогнозы относительно будущего про­фессионального поведения участников этих процедур;
  • исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека бе­рут на работу с «испытательным сроком»);
  • использование различных тренажеров, где не только отрабаты­ваются трудовые навыки, но и изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.

 

Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:

  • группы общения (в профориентации чаще используются для со­здания благоприятной атмосферы взаимодействия, но не для ре­шения собственно профконсультационных проблем); своеобраз­ным развитием подобных групп применительно к профориентационной проблематике стали «Клубы ищущих работу» и их все­возможные модификации, где на фоне благоприятной психоло­гической атмосферы удается более эффективно рассматривать и собственно профориентационные вопросы;
  • тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить неко­торые коммуникативные навыки поведения при приеме на рабо­ту, на экзаменах и при различных деловых контактах);
  • сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальт-группы, логотерапия и др.); иногда они позволяют кли­енту лучше осознать смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением; требуют особой подготовки профконсуль­танта;
  • «пламенные» публичные выступления, несмотря на некоторое ироничное к ним отношение, при умелом использовании могут сформировать серьезную мотивационную основу самоопределе­ния у ряда клиентов, но в других случаях могут стать и сильным манипуляционным средством для доверчивых клиентов;
  • профориентационные и профконсультационные активизирую­щие методы (игры) с элементами психотренинга;
  • личное обаяние профконсультанта (то, что от природы, и то, что можно самостоятельно в себе развивать);
  • различные положительные (успешные) примеры самоопределе­ния, на которые может ссылаться профконсультант для повыше­ния уверенности клиента в принципиальной возможности разре­шения своих проблем;
  • «праздники труда», повышающие престиж конкретных профес­сий (естественно, при умелой организации и учете специфики той аудитории, для которой такой праздник организуется, т.е. чтобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не «торжественное заорганизованное мероприятие»).

 

Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии ре­шения:

  • построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, которые позволяет наглядно (на листочке) представить возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека;
  • построение системы различных вариантов действий клиента (в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив;
  • использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации).

 

Основные принципы работы профконсультанта

Профессиональная консультация заключается в согласовании между консультантом и консультируемым выбора совокупности доступных последнему профессий из числа ориентировочно предпочитаемых после общего его психологического исследова­ния. Каждая профессия связана с характерным для нее видом риска и вероятностью его появления (опасность для здоровья, жизни, риск снижения социального статуса и пр.). По характеру и содержанию труда профессия может опираться или на воспро­изведение работником знаний, умений, навыков, или на приоб­ретение новых знаний и навыков. Работа может происходить или в темпе, выбираемом работником (творческие профессии), или в принудительном темпе (сборка на конвейере). Существом профессии может быть процесс (транспортировка грузов, ретрансляция информации) или результат труда (собранная ма­шина, построенное здание). Все психологические особенности человека имеют «отражение» в той или иной профессии и их правильный учет обеспечивает оптимальный уровень расходов рабочей силы, не угрожающей здоровью работника и не сры­вающий нормального хода технологического процесса в системе «человек-техника-среда».

Согласно нормативным документам Федеральной службы заня­тости профконсультирование является специальной деятельностью по оказанию помощи клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда. Эти проблемы связаны с выбором профессии, определением профиля профессионального обучения, трудоустройством, сменой сферы деятельности.

В связи с объективной ситуацией на рынке труда профконсультант может реально помочь прежде всего в решении проблемы выбо­ра профессии и в определении профиля профессионального обучения. Для большинства клиентов службы занятости актуальны также проблемы психологиче­ской и социальной адаптации.

Последствия общения с консультантом имеют большую личност­ную значимость для клиента. Ка­ким будет вмешательство консультанта - развивающим или разрушающим личность клиента - зависит от соблюдения им следу­ющих этических принципов профессиональной деятельности:

1. Принцип ответственности. Консультант несет персо­нальную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических процедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций.

2. Принцип компетентности. Профконсультант должен иметь необходимую специальную теоретическую и практическую подготовку, использовать приемы и методы, соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно повышать свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности. При выборе методов работы следует исходить из их адекватности задачам конкретной ситуации консультирования, а средства психологической диагностики применять только в тех случаях, когда это действительно необходимо для решения профессиональных задач.

Профконсультант использует в своей работе лишь те методы психодиагностики, которыми хорошо владеет. Применяемые методики должны быть стандартизированы и адаптированы к конкретной группе населения (например, молодежи), давать надежные результаты (совпадающие с результатами, получаемыми любым другим консультантом при проведении повторного исследования того же клиента по тем же методикам). При использовании компьютерных методов профдиагностики необходимо убедиться в надежности программного обеспечения и валидности процедуры обработки и интерпретации получаемых результатов.

3. Принцип добровольности. Клиент приходит на консультацию, участвует в обследовании только по собственному желанию. Он имеет право отказаться от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетирования и т.п.) без объяснения причин.

4. Принцип конфиденциальности. Информация, полученная профконсультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному). Ее передача другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого и если это соответствует его интересам. Консультант собирает и использует только ту информацию, которая требуется для решения проблем конкретного клиента, добровольно сообщается им или официально получена от других специалистов. Все сведения о клиенте регистрируются и хранятся строго конфиденциально. Профконсультант может использовать полученную в ходе кон­сультирования информацию в научных и методических целях или передавать ее третьим лицам только в стати­стической форме. Присутствие во время консультации третьих лиц возможно лишь с предварительного согла­сия клиента.

5. Принцип активности. Консультируемый самостоя­тельно принимает решение по проблеме, с которой об­ратился в службу занятости. Профконсультант оказывает информационную и психологическую по­мощь в ответ на запрос клиента. Он создает условия и поощряет активность и самостоятельность консуль­тируемого в принятии им решения. Суждения и оценки профконсультанта в процессе работы с клиентом не должны ограничивать свободу последнего в принятии им решения.

Профконсультант информирует клиента о целях, воз­можностях и методах консультирования, с тем чтобы он мог принять решение о своем участии в консультации. У клиента есть возможность прекратить консуль­тацию или продолжить консультирование у другого профконсультанта.

6. Принцип позитивного эффекта. Профконсультант ин­терпретирует полученные результаты с позиции соот­ветствия индивидуально-психологических особенностей клиента требованиям конкретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на возможностях консультируемого, а не на ограничении их, поддерживает и стимули­рует его поисковую активность.

7. Принцип лояльности. Профконсультант уважает личность клиента и защищает его право на свободу в профессиональном самоопределении. Интересы консультируемого, даже не соответствующие интере­сам службы занятости, являются приоритетными (но только если они не противоречат законодатель­ству).

В общении с любым клиентом профконсультант должен проявлять доброжелательность, тактичность независимо от своего эмоционального и физического состояния и субъективного отношения к нему.

Профконсультирование характеризуется двумя признаками: количеством консультируемых и целями.

По количественному признаку консультации могут быть индивидуальными и групповыми (размер группы зависит от целей консультаций и организационных возможностей, но не должен превышать 30 человек).

 

Активизирующие методы профессионального и личностного самоопределения:

Профориентационные игры с классом — рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в рамках урока; предполагают работу с целым классом; проводятся одни ведущим; предполагают высокую динамику работы; имеют более «скромный» эффект, чем более длительные «терапевтические» группы и консультации.

Игровые профориентационные упражнения (по процедуре близки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на работу подгруппой).

Карточные профконсультационные методики. Выделяются две основные группы карточных методик: 1) информационно-поисковые системы — ИПС («профессьянсы», внешне напоминающие раскладывание «пасьянсов», когда из специальных карточек на столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профес­сий); 2) игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессии, а для моделирования жизненного пути, где клиент, преодолевая по специальным правилам различные игровые «трудности», часто моделирующие реальные трудности жиз­ни, должен достичь своих жизненных и профессиональных целей. Карточные методики обычно занимают много времени, от 40 ми­нут до 2,5 —3 часов (хотя в психотерапии и личностном консультировании времени на рассмотрение важных жизненных проблем не жалеют, но в профориентации еще сильны стереотипы быст­рой и легкой помощи).

Настольные карточные игры (они были разработаны с учетом интереса подростков к настольным играм). Поначалу эти методи­ки задумывались как «домашнее средство», хотя опыт показал, что они эффективны и при использовании их профконсультантом (например, во внеурочной работе, на базе психологического центра, в детском лагере...).

Бланковые карточные методики. Идея — самостоятельное из­готовление участниками карточек и игровых бланков, с после­дующей игрой в карты и отражением результатов игры в своих бланках.

Активизирующие профориентационные опросники. Это скорее «игра в тесты», так как главная цель — заставить задуматься о тех вопро­сах, которые при их обсуждении в режиме дискуссии или в обыч­ной беседе кажутся «скучными», в активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в деятельность по запол­нению бланка. Опыт показал, что данные методики обладают и некоторым диагностическим эффектом (часть таких методик даже снабжены приблизительными нормами, что является редкостью для традиционных профориентационных опросников).

Бланковые игры с классом. Основная идея таких методик — иг­рать со всем классом и с каждым в отдельности (психолог играет на доске, а каждый присутствующий — на своем бланке). Данные методики позволяют моделировать некоторые нравственные ас­пекты таких «престижных» на сегодняшний день профессий, как бизнесмен, юрист и т. п.

Ценностно-смысловые опросники (главный акцент — на нрав­ственные аспекты профессионального и личностного самоопре­деления). Эти опросники содержат некоторые игровые элементы, позволяющие в интригующей форме затрагивать те вопросы, которые на сегодняшний день, в эпоху ориентации значительной части молодежи на ценности массового общества и потребительского примитивизма, в открытую обсуждать просто рискованно; сам факт открытого разговора о том, что для многих «свято»,  может быть воспринят как «морализаторство».

 

Профпригодность.

Особенность свойства «пригодность» в том, что оно относится не только к человеку, но и к инструменту материалу. Например, круглый напильник не пригоден для заточки обычной пилы. Для этого нужен трехгранный. Однако из этого не следует, что круглому напильнику присуще свойство непригодности. Здесь он не пригоден, а в другом не заменим. Свойство «пригодность» отличается тем, что может быть приписано лишь конкретной ситуации, включающей обязательно два компонента: данный человек и данная специальность. И обозначает это свойство не что иное, как взаимное соответствие. Нет одного из компонентов системы – теряет смысл вопрос о пригодности. Из этого следует, казалось бы, странный вывод: свойство «профпригодность», как бы мы не понимали его по существу, не присуще человеку как таковому. Он не является сам по себе носителем этого свойства. Правда, в нашей речи часто встречаются выражения типа «профпригодность человека», «определить профпригодность» и т.п., но это не более как условность.

На самом деле «профпригодность человека» надо понимать так: «взаимное соответствие данного человека в данной области приложения его сил в данное время».

В принципе профессия как область приложения сил человека может быть «не приспособленной» и в этом смысле не пригодной для него. Причем взаимная не пригодность профессии и человека может быть не только за счет технической, предметной, но и за счет социально-организационной стороны труда. Так как человек не может работать «вообще», он всегда оказывается в какой-то обстановке как предметной, так и микросоциальной.

Из сказанного ясно, что вопрос профпригодности необходимо рассматривать индивидуально и конкретно.

На самом деле большая или меньшая профессиональная непригодность создана порой самими людьми, хотя, конечно же, нельзя не учитывать роль природных предпосылок, таких как здоровье, свойства нервной системы и т.д.

Все люди отличаются один от другого по своим личным качествам. И среди этих качеств есть такие, которые называют профессионально ценными. Так, например, хирургу, электрогазосварщику, скрипачу важна высокая культура движений, животновод должен быть заботливым и дальновидным, чертежник – скрупулезно аккуратным и т.д. Если существует понятия «профессионально ценные качества человека, то можно составить список, где будут отдельно указаны ценные и неценные качества. Любое качество в одном случае является профессионально ценным, а в другом будет противодействовать успешной работе. Так, общительный человек испытывает неудовлетворенность работой сосредоточенности в «одиночку» и наоборот, если его работа связана с общением.

В вопросах профпригодности нужно разбираться конкретно, индивидуально еще и потому, что на одной и той же работе разные люди добиваются успеха за счет разных сочетаний своих личных качеств. Каждый хороший работник максимально использует свои сильные стороны и преодолевает, компенсирует разными средствами слабые. Народная мудрость гласит: - «всяк мастер на свой лад».

При анализе профессиональной пригодности отдельно взятого человека к конкретной профессии надо помнить, что профессионально ценные качества не рядоположены, а образуют нечто ценное, систему.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. То есть в принципе, все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить.

Автор статьи Юрьева Наталья

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова,  Психология труда и человеческого достоинства,  Москва, 2001

2. Е.А. Степанов,  Управление персоналом. Персонал в системе защиты информации, Москва, 2002.

3. Е.А. Климов, Памятка профконсультанту, Москва, 1999

4. Е.А. Климов, Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации, Москва, 1997

5.  Н. Н. Захаров, Профессиональная ориентация школьников, Москва, 1988.